В Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание Общественного совета при Московском УФАС России.
Подводя итоги работы Совета в нынешнем году, его председатель – президент МТПП Владимир Платонов отметил, что работа велась по принципу максимального охвата всех сторон деятельности антимонопольной службы и ее взаимоотношений с гражданами и предпринимательским сообществом.
«Мы как рассматривали ход реализации федеральных нормативно-правовых актов, так и ориентировались на проведение общественной экспертизы нормативно-правовых актов города Москвы», отметил глава Совета.
Особо руководитель Палаты отметил позицию Московского УФАС по вопросу форс-мажора: «Несмотря на то, что федеральный законодатель пока не внес изменений в Гражданский кодекс в части свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы в условиях зарубежных санкций и мобилизационного периода, УФАС согласился пойти навстречу нашей убедительной просьбе и принимать во внимание выдаваемые Московской ТПП свидетельства о благонадежности предпринимателей, попавших в сложную ситуацию из-за мировой политической конъюнктуры. Это позволяет многим честным предпринимателям избегать попадания в реестр недобросовестных поставщиков».
Среди наиболее актуальных вопросов, прошедших обсуждение на заседаниях Общественного совета, Владимир Платонов отметил злоупотребления со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов при реализации контрафактной продукции и игнорирование требований правообладателей по блокировке подобных предложений. «Понятно, что мы живем в эпоху санкций, но параллельный импорт должен реализовываться в строгом соответствии с нормами, установленными государством, - подчеркнул руководитель Совета. - А попытки отдельных предпринимателей реализовывать под видом параллельного импорта контрафакт и подделки часто несет угрозу не только интересам правообладателей, но и здоровью граждан».
Также отмечалось, что на заседаниях Общественного совета оглашались законодательные инициативы, в частности, предложение о внесении изменений в закон 44-ФЗ для устойчивой загрузки предприятий, обеспечивающих труд людей с инвалидностью.
По общему мнению, работу Совета можно признать «прозрачной и актуальной». «У нас сильное предпринимательское сообщество, которое научилось преодолевать различные трудности и ограничения, - подытожил Владимир Платонов обсуждение отчёта. – Однако, когда предприниматель сталкивается с несправедливостью, у него могут опуститься руки. Наша задача – защита интересов предпринимателей. Необходимо в тесном диалоге с органами государственной власти создать комфортные административные условия для того, чтобы между собой участники рынка выстраивали добросовестную конкуренцию и цивилизованные рыночные отношения».
Также на заседании Общественного совета были рассмотрены положительные практики региональных общественных советов при УФАС. Было отмечено, что основные направления работы у Советов общие, что связано с тем, что Антимонопольная служба работает в рамках общефедерального законодательства. Поэтому практически все советы уделяли внимание контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе и рекламе, антимонопольного законодательства, реализацией нацпроектов, Национальным планом развития конкуренции. По словам Владимира Платонова, который являлся докладчиком по этому вопросу, общей проблемой является формирование реестров недобросовестных поставщиков, в том числе с учетом изменений, внесенных в законодательство с 1 июля текущего года. «Часто отмечалось, что антимонопольный орган рассматривает возможность исполнения контракта, не только исходя из фактических обстоятельств дела, но и с учётом сложных экономических условий, в которых работают предприниматели в настоящее время», - подчеркнул спикер. Глава Совета привел примеры положительных практик других регионов, в частности Красноярского края, Марий-Эл, Костромской, Ленинградских областей, Республики Бурятия. Особо выделил спикер работу Общественного совета при УФАС по Санкт-Петербургу, подробно рассматривавшего проблему рекламы в интернете, ее ограниченности и возникающих при этом проблемах. Владимир Платонов рассказал, что для этого Общественный совет наладил конструктивное взаимодействие с саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет», что дало возможность запросить компетентное мнение крупнейших игроков рынка Санкт-Петербурга. Было принято решение организовать обсуждение опыта регионов с применением онлайн-технологий.
В рамках обсуждения планов работы совета на следующий год заместитель руководителя Московского УФАС России Елена Косянчук озвучила поступившие предложения, в том числе со стороны Национальной ассоциации комплаенс, а также сообщила, что в первом квартале следующего года УФАС проведет традиционный публичные слушания по итогам работы за 2022 год по всем направлениям работы ведомства. По общему мнению, по итогам этого мероприятия могут появиться новые темы для обсуждения. «Также мы готовы внести в план темы для обсуждения, которые поступят от предпринимателей по актуальной повестке», - подытожил обсуждение Владимир Платонов.