30 августа в Обособленном подразделении «Зеленоград» Московской ТПП прошло расширенное заседания Гильдии по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения и медицинской промышленности. В заседании приняли участие представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе, руководители медицинских организаций, средства массовой информации.
Традиционно заседание Гильдии открыл вице-президент МТПП Владимир Мохте. Он поприветствовал участников встречи и подчеркнул актуальность темы: «Мероприятие посвящено обзору основных правил предоставления медицинских услуг, в том числе последних изменений, вступающих в силу в сентябре 2022 года. В ходе заседания наши спикеры расскажут, что нового появилось в правилах и требованиях по получению и оказанию медицинской помощи за деньги; в чем заключается новый порядок проведения контрольных мероприятий; какие правила взаимодействия медицинской организации и пациента устанавливаются в рамках договора об оказании платных услуг; какую информацию теперь нужно предоставить медицинской организации по требованию пациента и другие вопросы».
Председатель Гильдии, Алла Обухова подчеркнула, что медицинский бизнес «просел» в последний год, и очень важно в непростых экономических условиях членам Гильдии сотрудничать и помогать друг другу в вопросах ведения бизнеса: кадровых, организационных, правовых. И при содействии МТПП, обладающей большими возможностями, можно решать многие проблемы, получать консультационную и информационную поддержку, вести диалог с органами власти, надзорными органами.
Заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе Наталья Казанцева отметила, что "деятельность медицинских организаций нельзя назвать просто услугой, потому что речь идет о жизни и здоровье людей. Поэтому освещение требований по защите прав потребителей является особенно значимым". Также она констатировала, что за последние 3 года Роспотребнадзор не обращался в суд с исковыми заявлениями по фактам нарушения прав и законных интересов потребителей Зеленограда со стороны медицинских организаций, хотя жалобы поступали. Наталья Казанцева дала подробные разъяснения требований Федерального закона «О защите прав потребителей», сделав акцент на том, как закон трактует, что такое качественная услуга. Сейчас в Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении новая редакция Постановления «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Новый порядок призван сменить прежние правила, утверждённые постановлением Правительства № 1006 от 4.10.2012, но пока прежний порядок действует, медицинские организации должны руководствоваться существующими правилами.
С 1 сентября 2022 года вступают в действие изменения статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей». Новая редакция содержит новое понятие – «недопустимые условия договора». Под ним понимаются такие условия, которые ущемляют права потребителей, установленные международными договорами Российской Федерации и законодательством РФ в области защиты прав потребителей. Такие условия договора считаются ничтожными, то есть не подлежат применению. Если включение в договор такого условия повлекло причинение потребителю убытков, они должны быть возмещены продавцом в полном объеме в течение 10 дней со дня предъявления требования. В прежней редакции срок не был прописан.
В отличие от действующей, новая редакция статьи 16 содержит более обширный перечень примеров недопустимых условий договоров. Так, недопустимыми будут считаться условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора: предмета, цены, срока, за исключением случаев, если это право продиктовано законом. Также прописаны условия оказания дополнительных услуг, способ и формы ее оплаты и случаи уменьшения размера законной неустойки. Сейчас потребитель вправе указать на недопустимые условия договора и нельзя отказать в заключении договора без персональных данных потребителя.
Было задано много вопросов по новым требованиям при заключении договора на оказание медицинских услуг. Особенно волновало руководителей медицинских организаций, как подтвердить устное согласие пациента на изменение стоимости услуг при вновь открывшихся обстоятельствах (Халид Алиев, ООО «Инновационные технологии»; Сергей Выдрин, ООО «МСК Диагностик»).
Ирина Никитенко, заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе, свое выступление посвятила разъяснению мер по предотвращению COVID-19 и профилактических визитах, как одном из способов профилактики нарушений со стороны медицинских организаций.
Профилактический визит проводится в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. О проведении такого визита организация, в том числе и медицинская, уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Организация вправе от него отказаться, уведомив Управление не позднее чем за 3 рабочих дня до начала мероприятия. Разъяснения, данные в ходе визита, носят рекомендательный характер, и по итогам мероприятия не могут быть выписаны предписания об устранении нарушений. Профилактический визит осуществляется без взимания платы и срок его проведения не может превышать один день.
Все участники заседания Гильдии отметили положительные признаки профилактического визита, такие как предиктивный характер мер (проверяемым дают возможность вовремя устранить нарушения и избежать наказания); удобный формат получения необходимых сведений о соблюдении требований; направленность не на обеспечение карательных мер, а на недопущение нарушений.
Ирина Никитенко также указала, что по-прежнему остаются на контроле мероприятия, регламентированные санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.04.2022 № 13, в том числе: обеспечение необходимого уровня тестирования; соблюдение масочного режима сотрудниками медицинских учреждений; соблюдение режима дезинфекции; обеспечение 80% вакцинации кадрового состава и др.
В завершение встречи вице-президент МТПП предложил всем участникам заседания Гильдии заполнить анкету по итогам мероприятия и оценить актуальность встречи, уровень освещения вопросов повестки и внести предложения в план работы Гильдии по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения и медицинской промышленности при МТПП.