Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели вебинар «Как избежать доначислений за контрагента: доказательства реальности сделки».
В начале мероприятия спикер вебинара – директор по правовым вопросам «Бридж Групп» Алина Павлова отметила, что создание алгоритмов работы по заключаемым сделкам и последующее следование им нивелирует финансовые и репутационные риски для любой компании, а также существенно упрощает ее взаимодействие с проверяющими органами, в частности, с налоговой инспекцией.
Спикер обратила особое внимание слушателей на то, что заключению любого договора с потенциальным контрагентом обязательно должна предшествовать тщательная оценка благонадежности этого контрагента, состоящая из пяти шагов. «Налоговая инспекция впоследствии может проверить, проработаны ли компанией риски по выбору контрагента, – подчеркнула она. – Если же контрагент работает через подрядчиков, необходимо “проработать” и их, а также проследить, чтобы право контрагента подключать к работе подрядчиков было впоследствии прописано в договоре».
Для проверки благонадежности контрагента компания должна разработать соответствующие регламенты (налоговая инспекция впоследствии может затребовать обоснование хода выбора того или иного контрагента) и назначить для этого ответственных лиц, напомнила спикер. Обмен запросами с контрагентом может происходить под роспись первого лица компании, по электронной почте или почте России (в зависимости от стадии заключения договора), и отчет по итогам этой проверки необходимо хранить вместе с документацией по сделке.
Далее спикер подробно разъяснила, с чего должно начинаться заключение сделки – в частности, как обеспечиваются доказательства деловой цели (например, налоговая экономия не может служить таким доказательством) и какими документами подтверждается реальность сделки. Если сделка долгосрочная, состоит из нескольких этапов, то необходимо заключить отдельный договор по согласованию сторонами ее условий.
Спикер привела кейс, доказывающий, что подтверждать реальность сделки по запросу налоговой инспекции, необходимо своевременно – для этого компании целесообразно разработать и утвердить регламент по взаимодействию с налоговой инспекцией, исключающий проволочки при получении запроса (спикер также рассказала о сроках обработки таких запросов).
Следующий вопрос, детально рассмотренный спикером, – работа компании по текущим договорам. В частности, отметила спикер, необходимо собрать недостающую документацию по текущим сделкам и уделить особое внимание наличию подписей уполномоченных лиц на всей документации по сделке, поскольку, увы, часты случаи, когда за промежуточные операции расписывается кто угодно. Она привела реальный кейс, когда за получение трубы на строящемся объекте расписался «случайный» рабочий, а покупатель впоследствии заявил, что не получил ее. Дело было передано в суд и выиграно благодаря тому, что доставивший трубу водитель догадался сделать фотографию произведенной отгрузки.
Условия основных контрактов должны пересматриваться компанией на предмет наличия гарантий о благонадежности контрагента (ее необходимо перепроверять периодически) и покрытию налоговых рисков, а также возможности незамедлительного расторжения в одностороннем порядке при выявлении признаков недобросовестности контрагента (этот пункт должен быть заранее прописан в договоре).
«Своевременное и корректное оформление сделки упрощает процесс ответа на требования налоговой инспекции. Оно должно быть принято в работу в срок, ответ обязателен – игнорирование может повлечь штраф и дополнительную проверку», – подытожила сказанное спикер. В заключение она ответила на вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы