Комитет МТПП по вопросам образования провёл заседание на тему: «Применение профессиональных стандартов в образовательных процессах». Мероприятие было посвящено проблемам профессиональных стандартов, которые являются одним из ключевых элементов современной Национальной системы квалификаций.
Открыл заседание вице-президент МТПП Александр Крутов приветственным словом: «Мне особенно приятно открывать это мероприятие по той причине, что вопросы образования и деятельность МТПП настолько тесно связаны, что счёт проектов, инициированных членами Палаты и теми учебными заведениями, которые с нами сотрудничают, уже перевалил, наверное, за два десятка. Мы считаем, что площадка МТПП (в силу своей многогранности и представительности) позволяет транслировать и обсуждать свой концентрированный экспертный опыт и давать действенные рекомендации всем участникам рынка системы образования».
«Мой опыт взаимодействия с различными образовательными организациями показывает, что до сих пор существуют вопросы – формального характера, содержательного характера, а также вопросы, связанные со взаимодействием. Мы все можем быть полезными друг другу помочь, а не просто формально подходить к проблемам. Мы, как площадка, готовы к диалогу», - сказала председатель Комитета МТПП по вопросам образования Наталья Сапронова.
О возможностях итоговой аттестации рассказала заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК) Алла Факторович. Она выступила с презентацией «Независимая оценка квалификации: практика и эффекты применения в сфере труда и в системе образования». «Каждый инструмент, который касается конкретного человека, его благополучия и самооценки, всегда воспринимается сложно. Такие инструменты, как профстандарты, независимая оценка квалификации – они, конечно провоцируют это, но это нормально», - считает Алла Факторович. Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Алла Факторович пояснила, что задача Минтруда была в том, чтобы создать правовые рамки и достаточно мягко контролировать их соблюдение. «Потому что основная ответственность за эту процедуру лежит именно на профессиональном сообществе», - уверена эксперт.
Советник генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК) Александра Серова обсудила с участниками мероприятия отражение требований профессиональных стандартов во ФГОС профессионального образования, а также новые контуры системы высшего образования. «Когда стало понятно, что ФГОС – не тот документ, который может быстро реагировать на запросы рынка труда, была проведена огромная работа по актуализации федеральных образовательных стандартов», - рассказала Александра Серова.
Руководитель направления разработки и внедрения профессиональных стандартов Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Кирилл Минеев дал практические рекомендации по учету положений профессиональных стандартов при формировании образовательных программ. «В настоящий момент затруднительно создать инструмент, который содержал бы методику безошибочного составления образовательных программ на основе производственных стандартов», - уверен Кирилл Минеев. Он считает, что необходимо обратиться к концепции разработки самих профессиональных стандартов. «Профстандарт разрабатывается по виду деятельности и может включать в себя и несколько профессий, и несколько элементов одной профессии, поэтому условно каждый профстандарт можно разделить на несколько видов: линейные, вертикальные и составные, которые вбирают в себя элементы разных профессий», - считает Кирилл Минеев.
Об успешном опыте взаимодействия с работодателями по разработке и рецензированию образовательных программ рассказал декан дорожно-строительного факультета ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Владимир Надеждин.
Первый проректор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Наталья Автионова вынесла на обсуждение коллег вопросы взаимодействия образования и бизнеса в современных реалиях. «В нашей отрасли идёт конкуренция среди студентов-выпускников, чтобы устроиться по профессии и это проблема. Мы решаем её по востребованности учеников», - рассказала Наталья Автионова. Она пояснила, что ВУЗ пошёл по пути формирования кафедр на базе крупных организаций. «В частности, подписано соглашение с МТПП. Так как Палата объединяет более 3 000 сфер предпринимательства, то кто лучше ТПП расскажет нам о потребностях, о том, что должен уметь делать выпускник. И мы пошли по пути базовых кафедр», - пояснила проректор.
«Очень хочется как-то объединиться, идти не параллельными путями, изобретая велосипед, а использовать те средства и инструменты, которые есть, обмениваться опытом. Мы всегда открыты!», - подвела тог мероприятия его модератор, председатель Комитета МТПП по вопросам образования Наталья Сапронова.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы