В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Интеллектуальная собственность: как защитить фирменный стиль компании», организованный Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП.
Сотрудники юридической фирмы «Городисский и Партнеры» пригласили руководителей компаний, коммерческих директоров, представителей малого и среднего бизнеса, разработчиков новой продукции, маркетологов, юристов обсудить вопросы правовой охраны и защиты фирменного стиля компании.
Советник компании «Городисский и Партнеры», Патентный поверенный РФ Татьяна Погребинская рассказала об особенностях использования средств индивидуализации для защиты фирменного стиля компании. Спикер сообщила, что сейчас часто предприниматели разрабатывают фирменный стиль компании, но не знают, что необходимо оформить права на средства индивидуализации (СИ). Она пояснила, что СИ – это юридическое понятие, которое регламентировано статьей 1225 Гражданского кодекса РФ. В этой статье содержится закрытый список того, что относится к СИ: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, наименование места происхождения товаров, коммерческие обозначения. Оформив исключительное право на СИ, собственник может сам использовать средства индивидуализации, либо предоставлять прав третьим лицам пользоваться ими по лицензии. К способам индивидуализации бизнеса относятся название производителя (бизнеса), вывеска, доменное имя, интернет-сайт (дизайн), имя товара (бренда), фирменный стиль, упаковка, этикетка, мелодия, видеоролик и т.д. Отдельно Татьяна Погребинская остановилась на том, что такое фирменный стиль компании. Это совокупность цветовых, графических, словесных и других постоянных элементов, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг и всей информации, исходящей от фирмы к потребителю. Фирменный стиль подробно описывается в брендбуках. В них отражены цветовая палитра, шрифты, размеры, соотношения сторон и другие параметры, которые можно использовать в бланках, визитках, рекламной и иной дизайнерской продукции, в оформлении офисов, торговых точек и т.д. Элементы фирменного стиля нуждаются в правовом оформлении. Они могут охраняться как объекты авторского права, объекты интеллектуальной собственности.
Особо Татьяна Погребинская остановилась на регистрации товарного знака. Она посоветовала участникам подавать документы еще до выхода товара на рынок с целью дальнейшей защиты своих прав. «С получением прав на товарный знак, его жизнь только начинается», - сказала эксперт. Собственнику стоит не забывать продлевать права на свои ТЗ, а также мониторить рынок на предмет неправомерного использования их недобросовестными конкурентами. Средний срок регистрации ТЗ сейчас оставляет 8 месяцев, а срок действия – три года.
Партнер, главный юрист юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Сергей Васильев на реальных примерах рассказал о том, как можно бороться с копированием или имитацией фирменного стиля компании конкурентами. За эти правонарушения могут последовать такие санкции как штраф, запрет или блокировка сайта, возмещение убытков, изъятие и уничтожение товара. Но сначала необходимо доказать, что имеет место имитация и недобросовестная конкуренция.
Старший юрист юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Илья Горячев обозначил основные особенности использования объектов интеллектуальной собственности (фирменного стиля компании) в рекламе. Он рассказал о некоторых «подводных камнях», которые могут привести к финансовым, временным и репутационным потерям.
В завершение встречи эксперты компании порекомендовали участникам мероприятия внимательно относиться к оформлению прав на свои товарные знаки и элементы фирменного стиля компании, а также обращаться к специалистам в случае, если их права будут нарушены недобросовестными конкурентами.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы