9 ноября в Московской торгово-промышленной палате cостоялась конференция «Развитие электронной коммерции в России». Конференция была организована МТПП в сотрудничестве с Ассоциацией компаний Интернет-торговли (АКИТ), Российским экспортным центром, Московским экспортным центром при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и страховой компании Allianz.
Открывая конференцию, президент МТПП Владимир Платонов отметил, что сегмент онлайн-торговли серьезно растет - в прошлом рост составил 16%, в 2017 году ожидается увеличение до 18%. 8% всего оборота розничной торговли Москвы приходится на покупки, совершаемые в сети.
Руководитель Московского экспортного центра (МЭЦ) Борис Мошкович подчеркнул, что Москва очень заинтересована в поддержке московских производителей при выходе на международные рынки - в частности, реализуется программа поддержки экспортеров «Сделано в Москве», разрабатываются направления субсидирования (сертификации, транспортировки грузов, участия в выставках), формируются программы обучения, готовится каталог московских экспортеров. Онлайн-торговля - один из наиболее эффективных каналов сбыта, поэтому МЭЦ готов консультировать московских экспортеров в этой области. Более того, МЭЦ планирует осуществить пилотный проект по компенсации части затрат по выходу на международные электронные площадки.
Директор Департамента информационных технологий Евразийской комиссии Харжак Караян отметил, что в настоящее время Евразийская комиссия как главный исполнительный орган ЕАЭС переходит к новому формату цифровой повестки, поэтому она заинтересована в проработке инициатив в этой сфере со стороны стран-участниц. К основным задачам относятся развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровой информации.
По словам руководителя Ассоциации компаний Интернет-торговли Артема Соколова, каждый второй пользователь интернета хотя бы единожды что-то приобретал онлайн. В России больше 42 млн человек совершают интернет-покупки, что делает российский рынок лидером по потенциалу электронной коммерции в Европе.
Заместитель директора Департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Кирилл Емельянов сообщил, что в Правительстве России в рамках программы «Цифровая экономика РФ» разрабатывается 10 отраслевых цифровых платформ, что может на порядок повысить эффективность работы - например, уменьшить срок строительства зданий. К задачам Правительства помимо создания нормативной базы относится и сокращение списка запрещенных для онлайн-торговли товаров. Он также сообщил, что коллизия, связанная с торговлей ювелирными изделиями, устранена и, возможно, до конца года разрешение Правительства РФ на торговлю ювелирными изделиями вступит в силу. В области защиты прав предпринимателей от недобросовестных потребителей и «троллинга», по словам Кирилла Емельянова, игрокам электронной коммерции важно взять на себя ответственность за саморегулирование отрасли, так как до 70% споров можно разрешить в досудебном порядке.
По словам экспертов, основная тенденция развития электронной коммерции - развитие маркетплейсов, которые сегодня не только выполняют функцию агрегаторов, но и готовы предоставлять более расширенные сервисы (услуги колл-центра и службы клиентского сервиса, обработки заказов, доставки). Руководитель площадки Goods.Ru Соломон Кунин привел примеры: конверсия продаж через платформу Allegro в Польше выросла с 2% до более чем 40%, то есть каждый второй товар покупается в Польше через одну и ту же площадку. Три игрока онлайн-торговли в Индии увеличили свою долю с 3% до 70%, и нигде нет примеров обратного развития. Помимо того, что происходит рост трафика, маркетплейсы реализуют функции создания каталога товаров, ставка эквайринга понижается, предлагаются данные аналитики и таргетирования. Более того, сегодня уже можно не иметь отдельного сайта для размещения на маркетплейсе, а просто предоставить прайс-лист, сертификаты на продукцию и товар службе доставки – так действует, например, Яндеркс.Маркет. Руководитель отдела продаж Яндекс.Маркет Илья Коган сообщил, что около 4,5 тысяч магазинов уже перешли на подобную модель. Сегодня на первый план выходит качество сопровождения клиента до и после продажи; если компания просто перепродает товар, то она вряд ли сможет выдержать конкуренцию, говорят эксперты.
В рамках конференции была представлена платформа поиска поставщиков ВТБ Connect, обсуждались особенности использования новейших онлайн-касс, что значительно повышает эффективность онлайн-торговли, особенности страхования кибер-рисков, сложности доставки продукции за рубеж, перспективы развития кроссдокинга в Московском регионе. Эксперты и участники обсудили также возможности выстраивания сбыта через площадки
Широкие возможности для поддержки экспорта участникам предложил Российский экспортный центр, который анализирует данные о барьерах при осуществлении трансграничной онлайн-торговли, формирует рекомендации, сопровождает и консультирует экспортеров на всех этапах выхода на зарубежные рынки.
Презентации участников:
Goods.Ru
Маркетплейс для магазинов (Яндекс.Маркет)
AeroIdea
Московский экспортный центр
Российский экспортный центр
Оператор фискальных данных
Alibaba.com
Amazon.com
Минимизация рисков, связанная с ведением электронной коммерции
Страхование кибер-рисков
Почта России: От новых продуктов к упрощенному экспорту